ВАЗ 2110, 2111, 2112
                руководство по ремонту
каталог з/ч      тюнинг

Информация    Двигатель    Трансмиссия    Ходовая    Рулевое    Тормоза    Кузов    Электрика    Схемы
 
 

Двигатель



Технические характеристики двигателей

Модель
21083–80
2110
2111
2112
Тип
Четырехтактный бензиновый
Число и расположение цилиндров
Четыре, рядное
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
82х71
Рабочий объем, л
1,5
Степень сжатия
9,9
9,9
9,9
10,5
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5600
[4800]** мин–1 по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.)
50,8 (69,0)
53,0 (72,0)
56,0 (76,0)
68,8 (93,5)
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846–81 (нетто), Н·м (кгс·м)
94,8 (9,66)
103,9 (10,4)
115,7 (11,6)
128,3 (12,8)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем
моменте, мин–1
3400
3400–3600
2800–3000
3700–3900
Порядок работы цилиндров
1–3–4–2

** В квадратных скобках даны отличающиеся данные для двигателя 2111-16.

Продольный разрез двигателя мод. 2110

двигатель ваз 2110

Поперечный разрез двигателя мод. 2110

двигатель ваз 2111

Поперечный разрез двигателя мод. 2111


Продольный разрез двигателя мод. 2112

двигатель ваз 2112

Поперечный разрез двигателя мод. 2112


На автомобилях семейства ВАЗ-2110 устанавливают двигатели моделей 2110 (рисунок Продольный разрез двигателя мод. 2110 и рисунок Поперечный разрез двигателя мод. 2110), 2111 (рисунок Поперечный разрез двигателя мод. 2111) и 2112 (рисунок Продольный разрез двигателя мод. 2112 и рисунок Поперечный разрез двигателя мод. 2112), созданные на базе двигателя мод. 2108На части автомобилей могут быть установлены двигатели мод. 2108Все двигатели бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые, рядные. Двигатели мод. 2110 – карбюраторные, двигатели мод. 2111 и 2112 – с системой впрыска топлива.

Блок цилиндров отлит из специального высокопрочного чугуна, что придает конструкции двигателя жесткость и прочность.

Протоки для охлаждающей жидкости, образующие рубашку охлаждения, сделаны по всей высоте блока, это улучшает охлаждение поршней и уменьшает деформации блока от неравномерного перегрева. Рубашка охлаждения открыта в верхней части в сторону головки блока. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала, крышки которых крепятся болтами. В опорах установлены тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, выполняющие роль подшипников коленчатого вала. В средней опоре имеются проточки, в которые вставлены упорные полукольца, удерживающие коленчатый вал от осевых перемещений. Коленчатый вал отлит из специального высокопрочного чугуна. Коренные и шатунные шейки вала прошлифованы. Для смазки шатунных вкладышей в коленчатом валу просверлены масляные клапаны, закрытые заглушками. Для уменьшения вибраций служат восемь противовесов, расположенных на коленчатом валу.

На переднем конце коленчатого вала установлен масляный насос, зубчатый шкив ремня привода распределительного вала и шкив привода генератора или демпфера. На заднем конце коленчатого вала установлен маховик, отлитый из чугуна. На маховик напрессован стальной зубчатый обод.

Шатуны стальные кованые с крышками на нижних головках. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши, в верхнюю – запрессована сталебронзовая втулка.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом из них установлены три кольца: два верхних – компрессионные и нижнее – маслосъемное. На днищах поршней двигателей мод. 2110 и 2111 выполнены углубление под камеру сгорания и два углубления под клапаны, у двигателя мод. 2112 днище поршней плоское с четырьмя углублениями под клапаны. На двигателе мод. 2112 поршни охлаждаются маслом, для этого в опорах коренных подшипников установлены специальные форсунки. Форсунки представляют собой трубки, в которых находятся подпружиненные шарики. Во время работы двигателя шарики открывают отверстия в трубках и струя масла попадает на поршень снизу.

Масляный картер стальной, штампованный, прикреплен к блоку цилиндров снизу болтами.

Сверху на блок цилиндров установлена головка блока, отлитая из алюминиевого сплава. В нижней части головки отлиты каналы, по которым циркулирует жидкость, охлаждающая камеры сгорания. В верхней части головки установлен распределительный вал (у двигателей мод. 2112 – два распределительных вала: один для впускных клапанов, второй – для выпускных). У двигателей мод. 2110 и 2111 распределительный вал вращается в опорах, в верхней части головки блока и двух корпусах подшипников, закрепленных гайками на шпильках, ввернутых в головку блока. У двигателя мод. 2112 распределительные валы установлены в опорах, выполненных в верхней части головки блока, и одном общем корпусе подшипников, закрепленном болтами на головке блока. Распределительные валы отлиты из чугуна. Для уменьшения износа рабочие поверхности кулачков, поверхности под сальник и эксцентрика привода топливного насоса термообрабатываются – отбеливаются. Кулачки распределительных валов через толкатели приводят в действие клапаны. У двигателей 2110 и 2111 в верхней части толкателей установлены стальные регулировочные шайбы, подбором этих шайб регулируют зазоры в приводе клапанов. У двигателя мод. 2112 установлены гидротолкатели клапанов, которые автоматически компенсируют зазоры в приводе клапанов. Поэтому у этих двигателей в процессе эксплуатации не нужно регулировать зазоры.

Двигатели мод. 2110 и 2111 имеют по два клапана на цилиндр: один впускной и один выпускной, у двигателя мод. 2112 четыре клапана – два впускных и два выпускных.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока. Направляющие втулки, кроме того, имеют стопорные кольца, удерживающие их от выпадания. На направляющих втулках установлены маслосъемные колпачки, уменьшающие попадание масла в цилиндры.

У двигателей мод. 2110 и 2111 на каждом клапане установлены две пружины, у двигателя мод. 2112 – одна. Распределительные валы приводятся в действие резиновым зубчатым ремнем от коленчатого вала.

Система смазки комбинированная: разбрызгиванием и под давлением. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники и опоры распределительных валов. Система состоит из масляного картера, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником, полнопоточного масляного фильтра, датчика давления масла и масляных клапанов.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, центробежного водяного насоса, термостата и шлангов.

Система питания состоит из воздушного фильтра, топливного бака, топливного насоса, топливопроводов и карбюратора у двигателя мод. 2110 или топливной рампы с форсунками и регулятором давления топлива у двигателей мод. 2111 и 2112. Кроме того, в систему питания двигателей мод. 2111 и 2112 входят датчики, топливный фильтр и дроссельный патрубок. Топливный насос двигателя 2110 установлен на головке блока и приводится в действие от эксцентрика на распределительном валу через толкатель. У двигателей мод. 2111 и 2112 топливный насос электрический, погружного типа, установлен в топливном баке и объединен с датчиком указателя уровня топлива.

Система зажигания двигателя мод. 2110 бесконтактная с распределителем зажигания, установленным на головке блока и приводимым в действие и приводимым в действие от распределительного вала.

Система зажигания двигателей мод. 2111 и 2112 микропроцессорная, управляется контроллером (блоком управления). Контроллер также управляет системой впрыска топлива.


        








Двигатель
Неисправности двигателя
Перегрев двигателя
Охлаждающая жидкость
Как заменить масло двигателя
Установка поршня в ВМТ такта сжатия
Расположение меток ВМТ
Ремень распредвала
Натяжение ремня распредвала
Маховик
Прокладки двигателя
Прокладки двигателя ВАЗ 2111
Прокладки двигателя ВАЗ 2110 и 21083
Прокладки двигателя у всех ВАЗ
Прокладка масляного картера
Маслосъёмные колпачки
Сальники коленвала
Передний сальник
Задний сальник
Сальник распредвала
Головка блока цилиндров
Притирка клапанов
Регулировка зазоров клапанов
Монтаж двигателя
Разбираем двигатель
Браковка частей
Сборка двигателя
Система смазки
Масляный насос
Промывка вентиляции картера
Система охлаждения
Водяной насос
Термостат
Термостат (впрыск)
Термостат (карб)
Выхлопная система
Подушки выхлопгой системы
Глушитель
Резонатор
Каталитический нейтрализатор
Приёмная труба глушителя
Система питания
Воздушный фильтр
Топливный фильтр
Топливный насос
Бензобак
Форсунки
Регулятор давления топлива
Трос дроссельной заслонки
Регулировка дроссельной заслонки
Дроссельный патрубок
Карбюраторный двигатель
Топливный датчик
Топливный насос
Монтаж топливного насоса
Ремонт топливного насоса
Фильтр тонкой очистки и обратный клапан
Трос дроссельных заслонок
Карбюратор
Ремонт карбюратора
Регулировки карбюратора
Уровень топлива в поплавковой камере
Привод дроссельных заслонок
Холостой ход двигателя
Ремонт двигателя ВАЗ 2112
Разборка двигателя ВАЗ 2112
Сборка двигателя ВАЗ 2112
Головка блока цилиндров
Работа с головкой блока ВАЗ 2112
Распредвал
Натягиваем зубчатый ремень