ВАЗ 2110, 2111, 2112
                руководство по ремонту
каталог з/ч      тюнинг
Информация    Двигатель    Трансмиссия    Ходовая    Рулевое    Тормоза    Кузов    Электрика    Схемы
 
По страницам старых изданий         

Выбор моторного и трансмиссионного масел


В последнее время в продаже появилось множество марок моторных и трансмиссионных масел, специальных жидкостей всевозможных фирм: AGIP, BP, SHELL, CASTROL, MOTUL, ELF, TEDEX, MEGUIN, VAL VOLINEL Нам, привыкшим за долгие годы к скудному ассортименту и неопрятным, грязным, часто негерметичным банкам жигулевской «всесезонки», неизвестно когда и кем произведенной, пожалуй, полезно будет научиться разбираться в этом обилии пестрых зарубежных канистр, банок и баночек Этому поможет статья известного автогонщика, мастера спорта международного класса Александра ПОТЕХИНА, который к тому же является менеджером московского представительства французской фирмы MOTUL

Обычное минеральное моторное масло — это продукт прямой переработки нефти. Из нефти добывается так называемая «масляная основа» — базовое масло, в которое вводится от 10 до 20 процентов специальных присадок. Они придают моторному маслу антикоррозийные, противоизносные, противонагарные, моющие качества, снижают точку замерзания, улучшают работоспособность масла при высоких температурах ит. д. Эти присадки, как правило, главным образом и определяют стоимость и качество масел.Обычное минеральное моторное масло — это продукт прямой переработки нефти. Из нефти добывается так называемая «масляная основа» — базовое масло, в которое вводится от 10 до 20 процентов специальных присадок. Они придают моторному маслу антикоррозийные, противоизносные, противонагарные, моющие качества, снижают точку замерзания, улучшают работоспособность масла при высоких температурах ит. д. Эти присадки, как правило, главным образом и определяют стоимость и качество масел.

Многие годы минеральное масло вполне удовлетворяло требованиям конструкторов двигателей. Однако в последние годы в серийных автомобилях стали использовать двигатели с большой «литровой мощностью» (мощностью, приходящейся на 1 литр рабочего объема двигателя), получаемой в результате применения наддува, многоклапанных головок блока, увеличения степени сжатия и т.д. Тепловая напряженность двигателя сильно возросла, итрадиционная «минералка» начала (правда, не везде и не всегда) сдавать свои позиции.

Кроме того, количество автомобилей быстро увеличивается, а мировые запасы нефти еще быстрее сокращаются. Поэтому производители масел начали активные поиски альтернативных базовых масел.

Около двадцати лет назад началось производство синтетической «масляной базы», полученной путем реакции синтеза, происходящей в результате взаимодействия различных молекул веществ животного или растительного происхождения. Не будем сейчас углубляться в тонкости этого процесса. Главное, что «масляная база», полученная из сложных эфиров (эстеров), значительно превосходит нефтяную основу по главным признакам: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, лучшая сопротивляемость окислению и т. д.

Пионером в производстве масел из эстеров стала фирма MOTUL, хотя и конкуренты добились больших успехов. Использование синтетической основы позволило выпускать новые сорта масел, способных долгое время надежно работать при высоких температурах и больших нагрузках. Масло стало действительно всесезонным. Оно обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяет экономить топливо.

С созданием синтетической базы появилось два вида моторных и трансмиссионных масел. Полусинтетическое — смесь минерального базового с синтетическим базовым плюс пакет присадок. И Синтетическоесоответствующая база плюс пакет присадок.


Теперь о подборе импортного масла для вашего автомобиля

Главный параметр — вязкость масла. Она определяется по системе SAE (SOCIETY OF AUTOMOTIVE ENGINEERS). Индексами SAE 5W и SAE 10W обозначаются зимние масла. Индексами SAE 20 и SAE 30 — осенние, индексами SAE 40 и SAE 50 — летние масла. Применяемость этих масел сильно ограничена: зимние обеспечивают легкий пуск мотора в мороз, но не держат стабильное давление в системе смазки летом. Наоборот происходит с летними маслами. Осенние согпга используются в диапазоне от -10° до + 10 С. Понятно, что для тех, кто эксплуатирует свой автомобиль круглогодично, применение таких масел экономически невыгодно из-за частой сезонной замены. Как правило, масла с такой маркировкой применяются в дизельных двигателях небольшой литровой мощности, в старых моделях грузовиков и автобусов. Их применение в бензиновых двигателях легковых автомобилей не рекомендуется.

Комбинированные обозначения SAE 10W30, SAE 10W40, SAE 10W50 говорят о широком температурном диапазоне — эти масла применяются и зимой, и летом.

Для примера приведем рекомендации фирмы MITSUBISHI для дизельных и бензиновых двигателей машин (см. рис.). Из графиков видно, какая должна быть вязкость моторного масла в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Все это в полной мере распространяется на все современные автомобили.

Американский институт нефти API (AMERICAN PETROLEUM INSTITUTE) регулярно проводит испытания моторных масел всех фирм и по их результатам присваивает индекс качества в соответствии с требованиями, объявленными конструкторами автомобилей.

В системе API имеется 7 классов для бензиновых двигателей и 5 классов для дизелей. Масла для бензиновых моторов имеют первую букву S, вторую — от А до G. Последняя буква означает, что масло рекомендовано для двигателей опреденного года выпуска. Например: SC — 1964—1967 г.г.; SD — 1968— 1971 г.г.; SE — до 1972 года; SF — до 1980 года; SG — до 1989 года. Двигателям последних годов выпуска соответствуют обозначения SF и SG. Масла старых марок — от SC до SE — сейчас не выпускаются.

Для дизелей обозначение начинается с буквы С, а вторая, как и у бензиновых двигателей, — от А до Е. В настоящее время применяются классы CD и СЕ.

Если на емкости с маслом указан индекс CG-CE или CF-CD, это значит, что масло разрешается для применения в бензиновых и дизельных двигателях.

Комитет конструкторов автомобилей стран общего рынка (ССМС) также контролирует качество масел и также имеет свою индексацию.

ССМС G4 и ССМС G5 соответствуют уровню API SF и API SG для бензиновых двигателей. ССМС D4 и ССМС D5 соответствуют уровню API CD и API СЕ. Индекс ССМС PD2 разрешает использовать эти масла в дизельных двигателях легковых автомобилей.

Довольно редко встречающийся индекс MIL-L говорит о том, что дизельные маСла для грузовиков проверены американской армией.

Часто на упаковке встречается номер сертификата от фирм-производителей автомобилей, присваивающих его после своих заводских испытаний и рекомендующих эти масла для использования в своих автомобилях.

Посмотрим, например, на банку синтетического моторного масла MOTUL SUNERGIE TURBO. Мы видим следующие надписи: SAE 10W40 — (всесезонное от -30° до +40° С), API SG-CD — для бензиновых и дизельных двигателей, высшее качество API.

ССМС G5-PD2-D4 — (тоже от ССМС)

VW500.00/505.00 — (признано Volkswagen)

DAIMLER BENZ 227.5 — (признано Daimler Benz)

BMW — (признано BMW)

Вероятно, это достаточная информация для автомобилиста, впервые стокнувшегося с возможностью использовать фирменное масло.

Теперь о другом волнующем многих автолюбителей вопросе — о целесообразности применения присадок. Да, некоторые из них давали неплохой эффект в сочетании с плохими по качеству маслами отечественного производства. Но ведь известные фирмы, оттачивая технологии и качество нового масла, тратят на разработку огромные средства. И трудно усомниться, что разработчикам неизвестны свойства всевозможных присадок. Поэтому применение всякого рода присадок с импортными маслами совершенно недопустимо.

В то же время я рекомендую вам применять присадки для топлива, которые способствуют очистке топливных систем автомобиля от воды и механических примесей; повышают октановое число бензина и обеспечивают необходимую вязкость дизельного топлива в морозы. Как правило, эти присадки хорошо очищают от нагара внутренние полости всасывающего коллектора, впускных и выпускных клапанов, камер сгорания и поршней. Применение этих продуктов особенно полезно для двигателей, имеющих механическую или электронную систему впрыска топлива.

Существует несколько видов специальных присадок для моторных масел, которые на какое-то время улучшают компрессию в цилиндрах сильноизношенных двигателей, немного снижают дымление, как правило, ненадолго оттягивая время капитального ремонта двигателя. Но пользоваться ими нужно чрезвычайно осторожно. Для новых же двигателей рекомендую вам использовать более дорогие, чем минеральные, синтетические и полу синтетические моторные масла, которые обеспечат больший пробег до очередной замены масла, а при регулярном использовании — долгую и безотказную жизнь двигателя.

Теперь о трансмиссионных маслах

Масла для гипоидных передач по системе API имеют индекс применяемости и качества, обозначаемый буквами GL: от GL1 до GL6. Чем больше цифра после букв, тем выше качество и, соответственно, гарантия надежной работы.

К примеру, трансмиссионное масло MOTUL MOTYLGEAR

MIL-L-2105C — (признано американской армией)

API GL5 — (высшее качество API)

SAE 75 W90 — (всесезонное от -30° до + 50° С)

Иногда в коробках передач с ручным управлением применяются масла типа DEXRON или DEXRON 2D, используемые практически во всех автоматических трансмиссиях. Иногда (как правило, в переднеприводных автомобилях с поперечным расположением двигателя, когда отсутствует гипоидная передача) в КПП применяется обычное моторное масло. Поэтому, прежде чем менять масло в трансмиссии, не поленитесь заглянуть в инструкцию и уточнить марку нужного масла.

О тормозной системе

Первая причина появления течей через резиновые уплотнения тормозных цилиндров — старая тормозная жидкость. Дело в том, что любая из них — гигроскопична. При контакте с воздухом она впитываетиз него влагу, которая и является причиной усиленной коррозии металлических трубопроводов, внутренних поверхностей тормозных цилиндров. А это в свою очередь приводит к преждевременному износу резиновых уплотнений. Влага в тормозной жидкости сильно снижает температуру ее закипания, что при частых интенсивных торможениях может привести к «пропаданию» тормозов.

Здесь же напомним, что любая тормозная жидкость начинает «изнашиваться» сразу же после вскрытия герметичной пробки емкости, в которой вы ее приобрели. Срок работы любой жидкости — 2—3 года, и новоиспеченным владельцам подержанных машин рекомендую сразу же после приобретения автомобиля поменять тормозную жидкость. Необходимый для замены объем любой из них стоит несравнимо меньше, чем запасные части, потраченные на ремонт тормозной системы (в лучшем случае!).

Импортные тормозные жидкости бывают трех стандартов: DOT 3, DOT 4, DOT 5. Их различает в основном только точка начала кипения — от 220° до 265°С. Как правило, все они взаимозаменяемы, однако не рекомендуется, например, вместо жидкости DOT 5 заливать DOT 3, а вот наоборот можно.

Например, синтетическую тормозную жидкость MOTUL HYDRAULIC DOT 5 можно применять в качестве замены всех других жидкостей, она весьма стабильна на протяжении всего срока службы, составляющего два года.

И последнее. Приобретая различные импортные масла и жидкости, внимательно следите за целостностью и герметичностью упаковки и не покупайте импортные продукты «по дешевке» в сомнительных торговых точках.


         







Общая информация
Тех. характеристики
Десятое семейство ВАЗ
Как часто менять зубчатый ремень ?
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
Трансмиссия
Ходовая
Рулевое управление
Что такое ШРУС
О выборе ШРУСов
Тормоза
Эл.оборудование
Рабочие жидкости и ГСМ
Моменты затяжки
Данные для различных настроек
Объёмы рабочих жидкостей и ГСМ
Лампочки используемые
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автомаслах
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Предпусковой подогреватель
Доработанный ВАЗ 2110
Lada Elegance (на базе 2112)
Аэродинамика ВАЗ-2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Блокиратор рулевого вала
Поговорим о сцеплениях
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля
Аэрография на красном кузове