ВАЗ 2110, 2111, 2112
руководство по ремонту

Сборка двигателя


Сборка двигателя аналогична на всех моделях. Особенности сборки двигателя на мод. 2112 смотрите тут.

1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений масляные канавки в постелях.
2. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров в соответствии с метками, сделанными при разборке. Обратите внимание, что средний вкладыш 1 без проточки. При установке вкладышей их стопорные усики должны войти в пазы постелей. Смажьте вкладыши моторным маслом. 3. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
4. Смажьте упорные полукольца моторным маслом. Обратите внимание на канавки полуколец – этими сторонами полукольца устанавливаются к щекам коленчатого вала.
5. Установите сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета) с передней стороны средней постели (со стороны привода распределительного вала)... 6. ...металлокерамическое (желтого цвета) – с другой стороны постели.

7. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

8. Вставьте вкладыши в крышки коренных подшипников в соответствии с метками, сделанными при разборке. При этом стопорные усики вкладышей должны войти в пазы крышек. Смажьте вкладыши моторным маслом.

9. Установите крышки в соответствии с метками. На крышках нанесены метки (насечки) в соответствии с номером цилиндра. Исключение составляет пятая крышка, на которой нанесены две метки, как и на второй. На второй крышке есть два резьбовых отверстия под болты крепления маслоприемника. При этом номера цилиндров считаются со стороны привода распределительного вала, а крышки устанавливаются метками 1 в сторону кронштейна генератора 2.

10. Смажьте моторным маслом резьбу и торцы головок болтов крепления крышек.

11. Заверните болты и затяните их требуемым моментом (смотрите приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений") в следующем порядке: первыми затяните болты третьей крышки 1, затем второй 2 и четвертой 3, потом первой 4 и пятой 5. После затяжки болтов проверните на 2–3 оборота коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.

12. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку масляного насоса и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

13. Установите масляный насос и заверните болты его крепления (подробнее смотрите тут).

14. Для удобства установки смажьте тонким слоем консистентной смазки прокладку держателя заднего сальника и «приклейте» ее к блоку. Удалите излишки смазки.

15. Установите держатель заднего сальника и заверните болты его крепления (подробнее смотрите тут).

16. Вставьте шатун в поршень в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы номер детали 1 на шатуне был обращен в противоположную сторону от прилива 2 на бобышке поршня. Затем вставьте поршневой палец. 17. Установите стопорные кольца с обеих сторон пальца. При этом обратите внимание, что кольца должны быть четко установлены в канавках поршня.
18. Установите на поршень разжимную пружину маслосъемного кольца.
19. Установите поршневые кольца. Это рекомендуется делать специальным съемником. Если его нет, установите кольца на поршень, аккуратно разведя замки колец.

20. Порядок установки колец: первым устанавливают маслосъемное кольцо (при этом замок кольца должен находиться с противоположной стороны замку разжимной пружины), затем нижнее компрессионное кольцо, последним – верхнее.
21. При этом обратите внимание, что на кольцах может быть выбита надпись «ВАЗ», «ВЕРХ» или «TOP». Этой надписью кольца устанавливаются вверх (к днищу поршня). Если надпись отсутствует, маслосъемное и верхнее компрессионное можно устанавливать в любом положении.

22. Нижнее компрессионное кольцо отличается от верхнего кроме толщины наличием проточки и устанавливается этой проточкой вниз.

23. Провернув кольца в канавках поршня, убедитесь, что они вращаются легко. Если какое-либо кольцо не проворачивается или заедает, его необходимо заменить.

24. Разверните кольца на поршне так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

25. Тщательно протрите чистой тряпкой шатунные шейки коленчатого вала.

26. Тщательно протрите чистой тряпкой зеркала цилиндров и смажьте их моторным маслом.
27. Вставьте вкладыш в шатун в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в шатуне. После этого смажьте вкладыш и поршень моторным маслом.
28. Наденьте на поршень специальную оправку для сжатия поршневых колец и аккуратно опустите шатун в цилиндр. Рекомендуется предварительно провернуть коленчатый вал так, чтобы устанавливаемый поршень был в НМТ. При этом стрелка на днище поршня должна быть направлена вперед двигателя (в сторону привода распределительного вала). 29. Плотно прижмите оправку к блоку и ручкой молотка протолкните поршень в цилиндр. Если оправка будет не плотно прилегать к блоку цилиндров, можно поломать поршневые кольца.
30. Установите нижнюю головку шатуна на шейку коленчатого вала.

31. Вставьте вкладыш в крышку шатуна в соответствии с ранее сделанными метками так, чтобы усик вкладыша вошел в проточку в крышке. После этого смажьте вкладыш моторным маслом.

32. Установите крышку шатуна. При этом номера цилиндра на крышке и нижней головке шатуна должны быть с одной стороны.

33. Заверните гайки крепления крышки и затяните требуемым моментом (смотрите приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Таким же образом установите и остальные поршни.

34. Вставьте датчик уровня масла в блок цилиндров. При необходимости поверните коленчатый вал так, чтобы противовес вала не мешал вставить датчик. Затем заверните болт крепления датчика.

35. Установите маслоприемник и заверните три болта его крепления.
36. Нанесите на болты крепления маховика герметик. Установите маховик, стопорную пластину и заверните болты крепления маховика (подробнее смотрите тут).
37. Для удобства установки нанесите тонкий слой консистентной смазки на поверхность блока и «приклейте» к нему прокладку масляного картера.
38. Установите масляный картер и заверните болты его крепления (смотрите приложение "Моменты затяжки резьбовых соединений"). Далее двигатель собирается в обратном порядке. Установку головки блока смотрите тут, ремня ГРМ смотрите тут).










Двигатель
Неисправности двигателя
Перегрев двигателя
Охлаждающая жидкость
Замена масла и фильтра
Установка поршня в ВМТ
Замена ремня ГРМ
Натяжение ремня ГРМ
Замена маховика
Замена прокладки ГБЦ
Замена прокладки масляного поддона
Замена маслосъёмных колпачков
Замена сальников коленвала
Замена сальника распредвала
Разборка и ремонт ГБЦ
Особенности ГБЦ на мод. 2112
Особенности распредвалов на мод. 2112
Притирка клапанов
Регулировка клапанов
Снятие двигателя
Особенности снятия двигателя на 2112
Разборка двигателя
Особенности разборки двигателя 2112
Дефектовка деталей двигателя
Сборка двигателя
Особенности сборки двигателя на 2112
Замена масляного насоса
Разборка и ремонт масляного насоса
Промывка системы вентиляции картера
Замена радиатора
Замена помпы
Замена термостата
Выхлопная система
Замена подушек выхлопной системы
Замена глушителя
Замена резонатора
Замена нейтрализатора
Замена приёмной трубы глушителя
Система питания (впрыск)
Замена воздушного фильтра
Замена топливного фильтра
Замена топливного насоса
Замена топливного бака
Снятие рампы, замена форсунок
Замена регулятора давления топлива
Замена троса дроссельной заслонки
Регулировка дроссельной заслонки
Снятие дроссельного узла
Замена воздушного фильтра (карб.)
Замена топливного датчика (карб.)
Проверка работы топливного насоса
Замена топливного насоса (карб.)
Разборка и ремонт топливного насоса
Замена топливного фильтра и обратного клапана
Замена троса дроссельных заслонок
Снятие карбюратора
Разборка и ремонт карбюратора
Регулировки карбюратора
Регулировка дроссельных заслонок
Регулировка холостого хода