Особенности разборки и сборки головки блока цилиндров на мод. ВАЗ-2112
Головка блока цилиндров общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, с камерами сгорания шатровой формы. Впускные и выпускные каналы выведены на разные стороны головки блока. Клапаны расположены V-образно в два ряда: с одной стороны впускные, с другой – выпускные.
В головку запрессованы металлокерамические седла клапанов и латунные направляющие втулки клапанов. Внутренний диаметр направляющих втулок 7+0,015 мм, наружный (для втулок, поставляемых в запасные части) 12,079–12,090 и 12,279–12,290 мм (втулка, увеличенная на 0,2 мм).
Клапаны по конструкции подобны клапанам двигателя 2110, но с меньшим диаметром тарелок и стержней. Так, у впускного клапана диаметр тарелки равен 29 мм, а у выпускного – 25,5 мм. Диаметр стержня впускного клапана равен (6,975±0,007) мм, а выпускного – (6,965±0,007) мм.
На каждый клапан установлено по одной пружине. Длина пружины в свободном состоянии составляет 38,19 мм. Длина пружины под нагрузкой 240±9,6 Н (24,5±0,98 кгс) должна быть 32 мм, а под нагрузкой 550±27,5 Н (56,1±2,8 кгс) – 24 мм.
Гидротолкатели. Клапаны приводятся в действие кулачками распределительных валов через цилиндрические гидротолкатели, которые расположены в направляющих отверстиях головки цилиндров по оси отверстий под клапана. Гидротолкатели автоматически устраняют зазор в клапанном механизме и поэтому при техническом обслуживании автомобиля проверять и регулировать зазор в клапанном механизме не требуется.
Масло для работы гидротолкателей подводится из системы смазки по вертикальному
каналу в блоке цилиндров к каналу в головке блока цилиндров около 5-го болта
крепления (смотрите рисунок Порядок затяжки болтов крепления головки
блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных
валов), а затем по верхним каналам, выполненным на нижней
плоскости корпуса подшипников. По этим же каналам подводится масло и для смазки
шеек распределительных валов. В вертикальном канале головки блока цилиндров
расположен обратный шариковый клапан, не допускающий слива масла из верхних
каналов после остановки двигателя.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Запускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 ч после нанесения герметика.
Детали головки блока цилиндров
1 – головка блока;
2 – впускной распределительный вал; 3 – сальник; 4 – выпускной распределительный вал; 5 – корпус подшипников распределительного вала; 6, 8 – уплотнительные кольца; |
7 – направляющая труба; 9 – крышка головки блока; 10 – кронштейн крепления жгута проводов; 11 – заглушки; А – отличительный поясок впускного распределительного вала |
Разборка. Установите головку блока цилиндров на подставку. Выверните датчик указателя температуры охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров и датчик контрольной лампы давления масла из корпуса подшипников распределительных валов. Снимите кронштейн крепления топливных трубок.
Выньте из отверстий головки блока цилиндров и корпуса подшипников распределительных валов направляющую трубу 7.
Снимите корпус подшипников 5 распределительных валов. При этом одновременно удаляются заглушки 11. Выньте распределительные валы 2 и 4 из опор головки блока цилиндров и снимите с них сальники 3.
Выньте из отверстий головки блока цилиндров гидротолкатели клапанов. Освободите клапаны от сухарей, сжимая пружины клапанов приспособлением 67.7823.9562. Снимите пружины с тарелками. Поверните головку блока цилиндров и выньте с нижней стороны клапаны. Снимите маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.
Сборка. Очистите головку блока цилиндров и корпуса подшипников от остатков старого герметика, грязи и масла.
Установите опорные шайбы пружин. Смажьте моторным маслом клапаны, отверстия под гидротолкатели, отверстия направляющих втулок клапанов и новые маслоотражательные колпачки (старые использовать не допускается). Оправкой 41.7853.9618 напрессуйте на направляющие втулки колпачки. Вставьте клапаны в направляющие втулки, установите пружины и тарелки пружин.
Сжимая пружины приспособлением 67.7823.9505, установите сухари клапанов. Вставьте в отверстия головки блока цилиндров гидротолкатели клапанов.
Поставьте установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала. Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительных валов и уложите их в опоры головки блока цилиндров.
На поверхность головки блока цилиндров, сопрягающуюся с корпусом подшипников распределительных валов, нанесите герметик типа «Локтайт № 574» жгутиком диаметром 2 мм в соответствии со схемой (смотрите рисунок Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров и схема нанесения герметика на корпус подшипников распределительных валов).
Установите корпус подшипников и затяните болты его крепления.
Оправкой 67.7853.9580 запрессуйте новые сальники распределительных валов, предварительно смазав их моторным маслом. С другой стороны головки блока цилиндров запрессуйте заглушки.
Наденьте на направляющую трубу 7 (смотрите рисунок Детали головки блока цилиндров) свечей зажигания уплотнительные кольца, предварительно смазав их моторным маслом. Установите направляющую трубу в отверстия головки блока цилиндров и корпуса подшипников распределительных валов.
Заверните в головку блока цилиндров датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, а в корпус подшипников распределительных валов – датчик контрольной лампы давления масла. Перед установкой на сопрягающиеся поверхности датчиков, головки блока цилиндров и корпуса подшипников нанесите герметик УГ–10.
Прикрепите к головке блока цилиндров кронштейн крепления топливных трубок.
Проверка технического состояния и ремонт головки блока цилиндров аналогичны
описанному для двигателя 2110 (смотрите тут).