Антикоррозийная и противошумная обработка кузова, герметизация швов
Коррозии больше всего подвержены пустотелые профили кузова, днище, нижние части дверей и стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной сварки.
Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях кузова при попадании влаги, грязи, солей, кислот.
В связи с этим в процессе эксплуатации автомобиля для дополнительной защиты внутренних поверхностей и скрытых полостей кузова наносят специальный антикоррозионный состав, а в соединениях деталей – уплотнительные мастики.
Применяемые материалы для антикоррозионной обработки указаны в таблице "Антикоррозионные составы для обработки кузова".
Автоконсервант «Мовиль» или «Мовиль–2» используется для обработки скрытых полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 1–1,5 года. Автоконсервант допускает обработку поверхностей, ранее покрытых нигролом или другими маслами, а также ржавых поверхностей.
Защитный смазочный материал «НГМ–МЛ» применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обработаны скрытые полости новых автомобилей.
Защитное пленочное покрытие «НГ–216Б» используется для покрытия частей автомобиля под кузовом.
Мастика противошумная битумная «БПМ–1» применяется для защиты от коррозии днища кузова и для уменьшения шума. Толщина покрытия 1,0– 1,5 мм.
Пластизоль «Д–11А» используется для защиты днища кузова от коррозии, от абразивного износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1,0–1,2 мм. Пластизолем «Д–11А» обработаны днища новых автомобилей.
Пластизоль «Д–4А» применяется для герметизации сварных швов.
Невысыхающая мастика «51–Г–7» используется для герметизации сочленений кузова.
Во внутренние полости антикоррозионное вещество напыливается способом воздушного и безвоздушного распыления.
При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5–0,8 МПа, пистолет-краскораспылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для пистолета. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 4–12 МПа, которое позволяет распыливать материалы значительной вязкости.
Антикоррозионные составы для обработки кузова
Наименование состава
|
Марка
|
Рабочая вязкость, с, при 20 °С по ВЗ–4
|
Вид растворителя, разбавителя
|
Автоконсервант порогов
|
Мовиль
Мовиль–2 |
15–40
|
Уайт–спирит, бензин |
Защитный смазочный материал, невысыхающий
|
НГМ–МЛ
|
45
|
Уайт–спирит
|
Защитное пленочное покрытие
|
НГ–216Б
|
18–22
|
Уайт–спирит, бензин
|
Мастика противошумная битумная
|
БПМ–1
|
Высокой вязкости
|
Ксилол, сольвент
|
Пластикат полихлорвиниловый
|
Пластизоль
Д–11А |
То же
|
—
|
Пластикат
|
Пластизоль
Д–4А |
>>
|
—
|
Мастика невысыхающая
|
51–Г–7
|
>>
|
—
|
Время и температура сушки
Наименование состава
|
Режим сушки
| |
температура, °С
|
время, мин
| |
Автоконсервант порогов
|
20
|
20–30
|
Защитный смазочный материал, невысыхающий
|
20
|
15
|
Защитное пленочное покрытие
|
20
|
20
|
Мастика противошумная битумная
|
100–110
|
30
|
Пластикат полихлорвиниловый
|
130
|
30
|
Пластикат
|
130
|
30
|
Мастика невысыхающая
|
—
|
—
|
Обработка скрытых полостей
Скрытые полости кузова1 – карманы капота; 2 – карманы передней двери; 3 – карманы задней двери; 4 – полости между арками задних колес и задними крыльями; 5 – задние лонжероны пола; 6 – средняя поперечина пола; 7 – передняя поперечина пола; 8 – пороги дверей; 9 – передние лонжероны пола; 10 – полости усилителей щитка передка; |
11 – полости усилителей щитка передка
(со стороны моторного отсека); 12 – полости соединителей порогов пола; 13 – пороги пола (с торцов); 14 – передние лонжероны; 15 – передние лонжероны пола (снизу кузова); 16 – передняя поперечина пола (снизу кузова); 17 – средняя поперечина пола (снизу кузова); 18 – задние лонжероны пола (снизу кузова); 19 – нижняя поперечина задка |
Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей:
– установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости;
– промойте водой температурой 40–50 °С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (таблица ниже) и низ кузова до вытекания чистой воды. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты;
– удалите влагу, попавшую в салон и багажное отделение, продуйте сжатым воздухом все места нанесения антикоррозионных составов;
– перегоните автомобиль в камеру нанесения антикоррозионного состава и поставьте на подъемник. Нанесите распылением антикоррозионный состав в места, показанные на рисунке;
– опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Скрытые полости, обрабатываемые антикоррозионными составами
Наименование полости
|
Место впрыска
|
Направление впрыска состава
|
Дополнительные указания
|
Карманы капота
|
В проемы внутренней панели
|
По всей внутренней
поверхности
|
Откройте капот
|
Карманы дверей
|
В проемы панели под обивкой
|
По внутренней поверхности
низа |
Снимите обивку
|
Полости между арками колес и задними крыльями
|
Из багажника
|
По всей внутренней
поверхности |
Откройте багажник
|
Задние лонжероны пола
|
Снизу кузова, в багажнике и под задним сиденьем
|
Вперед и назад
|
Откройте багажник, поднимите подушку сиденья
|
Средняя поперечина пола
|
Снизу кузова и под задним
сиденьем |
Вправо и влево
|
Поднимите подушку сиденья
|
Передняя поперечина пола
|
Из салона и снизу кузова
|
Вправо и влево
|
Снимите коврики
|
Пороги дверей
|
Из салона, с передних и задних торцов порогов
|
Вперед и назад
|
Снимите коврики
|
Передние лонжероны
|
Из салона и снизу кузова
|
Вперед и назад
|
Вывесите автомобиль
|
Полости усилителей щитка
передка |
Из салона и моторного отсека
|
Вправо и влево
|
Откройте капот, снимите
коврики |
Полости соединителей порогов пола
|
Снизу кузова
|
По всей внутренней
поверхности |
Вывесите автомобиль
|
Передние лонжероны
|
Снизу и спереди
|
Вдоль лонжерона
|
Вывесите автомобиль
|
Нижняя поперечина задка
|
Сзади автомобиля
|
Вправо и влево
|
Снимите задний бампер
|
Восстановление антикоррозийнного и противошумного покрытия
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова и арках колес подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги. В результате мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
При повреждениях покрытия пластизоля «Д–11А» без нарушения слоя грунта поврежденные участки очистите от грязи и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью нанесите пластизоль. Просушите пластизоль при температуре 130 °С в течение 30 мин.
Допускается нанесение вместо пластизоля противошумной мастики «БПМ–1», сушка которой может проходить в естественных условиях.
Перед восстановлением покрытия установите автомобиль на подъемник, тщательно осмотрите низ кузова и выявите дефекты покрытия.
Очистите от грязи низ кузова, удалите ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины согласно инструкции. Обдуйте низ кузова сжатым воздухом.
Установите автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимите колеса.
Закройте барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой.
Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжирьте зачищенные до металла места.
На зачищенные места нанесите распылением или кистью грунт ГФ–073 и выдержите 5–10 мин. Затем нанесите распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику «БПМ–1» на дефектные места слоем 1,0–1,5 мм. Перекрытие по старому слою покрытия «Д–11А» должно быть минимальным.
В холодное время года мастику перед употреблением выдержите в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20 °С. В случае загустения мастики разбавьте ее ксилолом, но не более 3 %.
Лакокрасочное покрытие очистите от загрязнений мастикой ветошью, смоченной в уайт-спирите. Просушите мастику при температуре 100–110 °С в течение 30 мин или при 18–28 °С не менее 24 час.
Герметизация кузова
Герметизация обеспечивается применением резиновых уплотнителей, клеев, уплотнительных мастик, резиновых пробок, закрывающих технологические отверстия, и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.
Снимая и устанавливая уплотнители с металлическими каркасами, не допускайте смятия каркаса и образования гофр на уплотнителях. 1
Сварные швы не дают полной герметичности соединений деталей и в случае попадания влаги между сварными деталями там возникают очаги коррозии. От попадания влаги и грязи сварные швы загерметизированы пластизолем «Д–4А». После замены отдельных деталей кузова промажьте сварные швы с обеих сторон пластизолем «Д–4А» и нанесите невысыхающую мастику типа «51–Г–7» в угловые стыки и зазоры.