Кислородные датчики. Что это такое
Наверняка каждому приходилось слышать, что кислородные датчики долго не живут. Но как определить его исправность, и чем чреват отказ?
Растущие требования к токсичности выхлопа машин заставляют практически всех автопроизводителей уделять большое внимание составу топливной смеси: именно от него во многом зависит, что «выплюнет» наружу ваш мотор.
Для более полного его контроля сегодня используют кислородные датчики (их называют также лямбда-зондами или лямбда-датчиками), которые отслеживают содержание свободного кислорода в выхлопных газах и при необходимости дают команду на изменение программы управления двигателем. Контроллер на основе данных, полученных с датчика, увеличивает или уменьшает подачу топлива. обеспечивая таким образом более полное его сгорание.
При отклонении коэффициента избытка воздуха от единицы напряжение на выходе кислородного датчика резко меняется
«Отказника» легко вычислить
Каждый раз при пуске двигателя электронный «мозг» машины проводит диагностику исправности различных датчиков. Не минует этой участи и лямбда-зонд. Его работоспособность ЭБУ оценивает по передаваемым сигналам при кратковременном принудительном изменении состава смеси. Если сигнал остается постоянным, датчик признается неисправным и исключается из работы (на панели приборов загорается Check Engine»). Расход топлива при этом возрастает — это хороню известно автовладельцам, которые иногда несправедливо списывают возросшие аппетиты двигателя на лямбда-зонд. На самом деле причины могут крыться совсем в другом. К примеру, при пропуске зажигания (неполном сгорании смеси) кислородный датчик вынужден дополнительно обогащать смесь, что, естественно, сказывается на расходе.
При неисправности лямбда-зонда ЭБУ включает «Check Engine» на панели приборов
Отечественные машины сегодня выпускают как с лямбда-зондом, так и без неё. Чтобы узнать конкретную комплектацию, достаточно заглянуть под днище: если виден «бочонок» нейтрализатора. значит, датчик точно есть. Но учтите, на некоторых автомобилях он работает без нейтрализатора (одним из таких был российский «Свягогор» с двигателем Renault). Избегать машин с лямбда-зондом не стоит: это совсем не «лишняя» деталь, а ценный диагностический прибор.