ВАЗ 2110, 2111, 2112
руководство по ремонту

Противоугонная система LoJack: Охота на лис


15 марта 1996 года приказом начальника ГУВД г. Москвы в столице введена в действие новая радиопоисковая система обнаружения похищенных автомобилей LoJack. «Крестным отцом» новинки стало правительство Москвы, принявшее в конце прошлого года решение о внедрении в регионе специального поискового радиокомплекса. Нас, конечно, все это очень заинтересовало. Знакомство с системой LoJack началось по всем законам детективного жанра. Как вы уже, наверное, догадались, мы в очередной раз попытались угнать автомобиль. И в очередной раз нам эта попытка удалась.

ВЫПИСКА ИЗ БИОГРАФИИ

Система радиопоиска угнанных автомобилей LoJack родом из-за океана: уже несколько лет LoJack облегчает жизнь американским полицейским и, как свидетельствуют рекламные материалы производителя, на территории США с ее помощью находят 95 из 100 угнанных автомобилей. Естественно, если они оборудованы системой. Аналогичные поисковые комплексы введены в строй во многих странах и существуют на рынках под различными названиями. Тот же LoJack, например, кое-где известен как CarSearch. Названия разные, суть одна. О ней и поговорим.

Итак, в автомобиле скрытно монтируется радиомаяк. Понятие «скрытно» следует, в данном случае, понимать буквально, поскольку никаких внешних признаков установки маяка нет (предупреждающие наклейки на стекле и прочие меры психологического воздействия на угонщика в данном случае категорически противопоказаны), и точного «места жительства» передатчика внутри автомобиля не знает даже владелец. Например, для автомобиля среднего класса предусмотрено около тридцати вариантов монтажа системы LoJack, причем передающая антенна может быть исполнена даже в виде металлического напыления под лакокрасочным покрытием кузова.

Обнаружив факт угона (запомните эту фразу!), владелец наряду с обычной процедурой заявления в милицию звонит по телефону в Центральный пункт управления системой и, назвав свой персональный идентификационный номер, сообщает о случившемся. Повинуясь команде оператора, центральный компьютер системы LoJack связывается по телефонному модему со стационарным передатчиком, который, используя специальную антенную сеть в городе, посылает в эфир кодовый сигнал активации маяка в угнанной: машине. Приняв его, автомобиль начинает посылать в эфир сигнал SOS, передавая в зашифрованном виде свой идентификационный номер. После этого начинается самое интересное — охота на лис.

Отличием комплекса LoJack от известных на нашем рынке радиопоисковых систем (больше всего шума наделала в свое время разработка отечественной оборонки — КОРЗ; здесь же напомним, что оборудованную КОРЗом машину мы тоже «угнали») является его активность: поисковым группам теперь не надо ждать, пока угонщик подъедет на машине к одному из милицейских пикетов и «заявит» о себе. Отныне, с момента поступления информации об угоне, в городе объявляется оперативная операция Капкан-1. Все без исключения пикеты ГАИ на выезде из города, вертолет службы спасения и еще 28 патрульных машин Ford Crown Victoria, принадлежащих специальному милицейскому батальону, начинают «слушать» эфир. Сигнал, передаваемый угнанным автомобилем, фиксируется с помощью специальных пеленгаторов (траккеров). По дисплею траккера можно определить, с какого направления поступает сигнал, и приблизительно оценить расстояние до источника. Имея информацию о районе, откуда была угнана машина, и времени угона, оперативный дежурный по батальону координирует перемещение машин с пеленгаторами, а как только экипаж засекает сигнал, милицейская группа начинает действовать самостоятельно. Остальное — дело техники.

Если сигнал угнанной машины не запеленгован в течение первых часов, то начинается операция Капкан-2. Теперь мобильные экипажи начинают карусельное движение по специальному маршруту в каждом районе города. Схема перемещения машин с пеленгаторами определена экспериментальным путем и учитывает все «радиоямы» и зоны неуверенного приема сигнала. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что если угнанный автомобиль находится на «отстое» в городе, то прочесывание местности по плану Капкан2 рано или поздно приведет к обнаружению спрятанной машины — сигнал ее передатчика прорывается на волю даже с первого яруса трехэтажной подземной стоянки. Угонщики отключили аккумулятор? Ничего страшного, LoJack довольно долго протянет на автономном питании. Если же иссякнет и этот источник энергии, то радиомаяк, конечно, замолчит. Но это — до первой попытки перегнать или просто завести машину. Ведь в случае долговременного поиска угнанного автомобиля центральный компьютер системы ежедневно посылает в эфир сигнал активации передатчика.

Нынешняя структура антенных коммуникаций системы LoJack такова, что заставить «заговорить» тревожный маяк в машине с угонщиками нельзя лишь в том случае, если автомобиль ушел за пределы семикилометровой зоны от московской кольцевой дороги. Теперь понятно, почему такую важную роль играет время обнаружения угона? Увы, это ахиллесова пята системы LoJack. Если автовладелец поставил своего железного коня около дома в семь часов вечера, а в восемь утра обнаружил его пропажу, остается надеяться лишь на то, что угонщик не решился гнать машину за город ночью и спрятал ее в одном из гаражей. Если же машина ушла...

Именно поэтому установщики системы LoJack настоятельно рекомендуют своим клиентам прикупить пейджер (возможно, в скором времени для пейджингового канала LoJack будет выделена специальная служебная частота с большой дальностью приема).

Так, в общих чертах, работает этот поисковый комплекс.

А теперь — попробуем угнать!

От идеи спрятать автомобиль в городе и предоставить патрульным экипажам возможность искать «стоящую на приколе» машину мы отказались сразу.

И решили совершить «двойной угон». Условились, что в первом случае «угонщик» будет знать о том, что в машине есть радиомаяк, и попытается его нейтрализовать. Во втором — не обращая внимания на LoJack, «угонщик» попытается уехать из города и успеть отогнать машину как можно дальше.

ПЛАН ХИТРОГО ЛИСА

Приступаем к первому плану.

Как бороться с передатчиком? Его рабочую частоту, мощность и место установки мы, естественно, не знали. Применить широкополосную помеху? Глупо: более мощный сигнал окажет медвежью услугу и сам наведет на нас «охотников». Попытаться найти антенну? Нет, уж лучше искать иголку в стоге сена, это займет меньше времени. Заначка...

Наше положение усугублялось еще и тем, что «охотники» никак не соглашались дать нам время, чтобы хорошенько спрятаться. Они заявили, что искать нас начнут немедленно! Вот проклятье, знать бы приблизительное место установки или, на худой конец, — частоту передатчика... Может, схитрим? Набираем телефонный номер установочного центра, и один из нас, войдя в роль въедливого «чайника», произносит: «Здравствуйте. Я слышал очень положительные отзывы о системе LoJack. Вообще-то у меня стоит КОРЗ, я так доволен... Неужели ваша лучше? Конечно, очень заманчиво поставить еще и LoJack. У меня и деньги вроде бы есть... Скажите пожалуйста, а как оно монтируется и что за диапазон?» Царица небесная, что тут началось! Реакция девушки-диспетчера была такой, словно мы сделали ей... ну очень неприличное предложение! Из пламенной речи юной тигрицы следовало, что тайна чудо-системы оберегается покруче атомных секретов: как говорится, смерть в яйце, яйцо — в ларце, ларец — на дереве... Короче говоря, ничего нам, шпионам проклятым, не скажут, а установочный центр охраняется сотрудниками МВД.

Пришлось рассчитывать на собственные силы и мозги. Да простят нас особо интересующиеся читатели, но подробно описывать все нюансы угона мы не будем. Надеемся, что вы поймете. Несколько дней ушло на лабораторные эксперименты и распределение обязанностей. Решили, что работать будем втроем. На вооружение был взят сканер — прибор, который вот уже несколько лет наводит ужас на автовладельцев всех мастей, — и кое-что из дополнительного оборудования. Риск оказаться пойманными был огромен: полезным сканер начинал быть только после активации системы, то есть одновременно с началом «охоты».

В ночь перед «угоном» никто из нас не сомкнул глаз.

Автомобиль стоит в подворотне. Приступаем. Мгновенно открываем капот, багажник и все двери. Может отыщем передатчик «вручную»? Нет, похоже, придется сканировать все диапазоны. Черт, ну как же медленно работает проклятый ящик-сканер: прибор издевательски неторопливо перебирает килогерцы. Помеха — и сканер останавливается. Еще одна. Быстрее, быстрее. Нам нужен сигнал передатчика! Отсчет времени уже пошел на минуты. Три минуты, пять. По рации «охотники» сообщили, что сигнал принимают хорошо и почти напали на след. Неужели не успеем? Ага, есть сигнал! Сканирование останавливается, и на дисплее высвечивается частота! Теперь надо найти источник. Подключаем к сканеру дополнительные приборы.

Быстрее! Кто разбирается в электропроводке «девятки»? Что это за провод? Не то? Это серийный жгут или то, что протянули установщики системы? Проклятье, тут еще и обычная сигнализация стоит!

Жители окрестных домов, наверное, до сих пор не могут понять, что же произошло в их дворе. Трое вполне приличных с виду молодых людей в течение нескольких минут совершали непонятные ритуальные пляски вокруг автомобиля, пока один из них волевым движением кусачек не поставил точку в этом странном представлении.

Найти и заткнуть рот радиомаяку нам удалось за тринадцать минут.

В ШКУРЕ УБЕГАЮЩЕЙ ЛИСЫ

Не секрет, что, кроме выездов за черту города через пикеты ГАИ, к московской кольцевой автодороге можно пробраться еще по нескольким дорожкам. Количество несанкционированных выездов (именно так это называется на профессиональном милицейском жаргоне) меняется, однако выскочить из города незамеченным можно, надо только знать где.

Поставив себя на место любителей кататься на чужих авто, мы предположили, что выезжать через пикет угонщик, скорее всего не будет — это опасно. Значит, надо искать потайной лаз. Составляем схемы объезда постов, прикидыного в черте города, мы сделаем звонок на пульт системы LoJack и сообщим об угоне. Дальше — что будет, то будет.

Секундомер включен, «владелец» автомобиля снимает трубку телефона. На дозвон до оператора ушло пять минут: «Девушка, у меня машину угнали! «Девятка», номер такойто, цвет такой-то... Хорошо, спасибо». Наш сопровождающий, старший инспектор отдела розыска УТАИ включает радиостанцию (наличие сопровождения было одним из обязательных условий эксперимента с нашей стороны — по соображениям личной безопасности).

Стартуем.

Когда же начнется охота?

«Всем — радиомолчание! Экипажам работать с Варягом!» — рация разорвала тишину. Всего через полторы минуты после нашего звонка! Ей-Богу, оперативность поискового батальона нас удивила. Честно говоря, появления в эфире сигнала об угоне мы ждали минут через десять, не раньше. «Угнана автомашина BA3-21093, вероятные направления движения: экипажам перекрыть магистрали, всем работать по Капкану, докладывать». Сознание того, что по сигналу тревоги вдруг мгновенно заработала какая-то гигантская машина и что огромные силы брошены на наши поиски, начинает давить на психику, пугать.

Как же трудно заставить себя не выделяться в потоке!

Спокойно, спокойно. Будет очень обидно, если остановят за превышение скорости. Как наало, на каждом перекрестке «упираемся» в красный свет. Не надо торопиться. Спокойно, трогаемся вместе со всеми, не выделяемся. Ужасно хочется выкрутить до звона вторую передачу, бросить машину на встречную, обогнать...

Один из милицейских экипажей сообщает Варягу, что проколол колесо. Это радует — одним преследователем меньше. Впрочем, для нас это ничего не меняет: мы обещали «охотникам» не подстраиваться под действия спецбатальона и действовать так, как будто с нами нет милиционера с рацией. Идем по своему маршруту. До долгожданного «лаза» на кольцевую дорогу остается около полутора километров. Проскочим? А вдруг гам нас уже ждет гаишный Ford? Нет, выезд свободен! Под отчаянные сигналы грузовиков нагло втискиваемся в поток и оказываемся на кольцевой. Только бы не вляпаться в пробку!

К счастью, плотная вереница автомобилей бодро едет по внутреннему кольцу МКАД и намеков на заторы нет. Теперь надо сворачивать в сторону области. Если уходить в Подмосковье, минуя пикет ГАИ, придется грубо нарушить правила, развернувшись на оживленной магистрали. А вдруг там гаишник? Попадемся поглупому. Но если все делать по правилам, то придется разворачиваться у поста.

Решаемся на промежуточный вариант. Спрятав машину за кустами, выходим на разведку. Милицейских машин вокруг не видно. Попробуем проскочить. Уловив брешь в потоке, разворачиваемся через две сплошные линии.

«Внимание, Варяг, есть сигнал!» — рация вновь оживает. Нас засекли с поста. Забьга про ограничения скорости, несемся в сторону области. Даже если будет погоня — время все равно теперь работает на нас. Через тридцать минут, оказавшись в районе второго бетонного кольца, останавливаемся и спокойно выходим из машины. Дело сделано. Мы выскользнули из мышеловки.

Поначалу мы попытались найти место установки радиомаяка «вручную». Тщетно.

Да, во втором случае мы уехали из города. Но меньше всего в этом стоит винить поисковые службы: «охота» началась моментально и если бы мы задержались в пределах кольцевой дороги еше на пять-десять минут, то развязка, возможно, была бы иной.

Бесспорно, комплекс LoJack — это очень высокий шанс вернуть угнанный автомобиль живым и невредимым. К тому же, по утверждению фирмыдистрибьютора, систсмс LoJack выделена так называемая сквозная частота. Это значит, что использование возможно теперь везде.

Ну, а теперь можно ехать сдаваться. И наша «девятка» не спеша покатила в сторону Москвы.

Вскоре нас «арестовали». Операция по задержанию «угнанной» машины заняла ровно десять минут, но мы уже ни от кого не убегали.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Несмотря на то, что в обоих случаях удача оказалась на нашей стороне, мы обязаны сказать, что радиопоисковый комплекс LoJack — это система, которая вполне доказала свою работоспособность. Да, в первом случае нам удалось нейтрализовать передатчик. Однако не забывайте, что мы знали о его существовании и располатербурге, Владивостоке... Естественно, для глобального расширения потребуется время, но уже вскоре комплекс LoJack накроет своей сетью всю территорию Подмосковья.

LoJack — удовольствие не из дешевых. Сегодня за это нужно отдать $700. Сюда же входят монтаж системы и абонентная плата за первый год ее обслуживания. Последующий ежегодный взнос составит $50. Если учесть то, что параллельно с радиомаяком автомобиль неплохо бы оснастить и традиционной сигнализацией, то затраты на охрану машины уже приблизятся к $1000. Много это или нет? Решайте сами.

К. СОРОКИН Фото автора










Технические характеристики
Эксплуатационные жидкости
Моменты затяжки
Данные для различных регулировок
Применяемые лампы
Применяемые подшипники
Применяемые сальники
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
О выборе ШРУСов
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Предпусковой подогреватель
Доработанный ВАЗ 2110
Lada Elegance (на базе 2112)
Аэродинамика ВАЗ-2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Блокиратор рулевого вала
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля
Аэрография на красном кузове