ВАЗ 2110, 2111, 2112
руководство по ремонту

Автомобильные свечи


По традиции, идущей от зари автомобилизма, у водителей бытует особое, отдающее мистикой, отношение к свечам зажигания Согласитесь, ни о каких других деталях не ходит столько шоферских легенд и баек. В наше время новую почву для этого можно усмотреть и во множестве фирм-изготовителей, и в том, что их изделия заметно отличаются по цвету и оформлению: одни черненькие, другие блестящие, не говоря уж об упаковке. Так что по-прежнему многие автомобилисты заняты наивными и беспочвенными поисками «особых» свечей, прибавляющих мощность и экономящих топливо. Надежность и безотказность — вот главное, что требуется сегодня от свечи. Задача эта отнюдь не проста, и туг действительно есть о чем поговорить

ЗАЧЕМ ИХ ЗАМЕНЯТЬ?

Прежде чем искать свечи лучше тех. что поставили на заводе, подумайте: а чем, собственно. не устраивают вас штатные? Барахлят из-за того, что увлажняются при пуске, или быстро покрываются нагаром, или еще что-то в этом роде? Так это недостатки не свечей, а двигателя, либо водителя, который неумело им командует. Если бы свечи были неизвестного происхождения — тогда, конечно. можно побеспокоиться, а коль свечи штатные, это значит, что их конструкция подобрана заводскими специалистами, которым надо верить.

Иное дело когда вас донимают не все свечи сразу, а какая-то одна, от силы две. причем независимо оттого, в какие цилиндры их ввернуть. Такие свечи, разумеется, надо заменять (желательно на аналогичные, той же модели). Наличие в комплекте некачественных изделий — факт. увы. весьма заурядный. Собственно, в том и заключается главное отличие хороших фирм от плохих, что у первых жестко обеспечивается стабильность качества продукции, а потребитель гарантирован от всяких фокусов. Отсюда и их слава.

Но совсем другое дело, когда ваш комплект уже не молод и поработал долго. Тут возможны любые сюрпризы, и винить в них некого. Германская фирма Bosch — признанный лидер свечного производства — полагает. что современная свеча рассчитана на 20 миллионов искр, что приблизительно соответствует пробегу 15 тысяч километров. В этот период она абсолютно надежна (если, конечно, сделана без огрехов, а мотор исправен). а вот дальше появляется определенный риск отказов: может сказаться, образно говоря. утомление материала. Поэтому через 15 тысяч километров свечи предписывают заменять (фирмы дорожат своим реноме), хотя внешне они в полном порядке, даже выгорания электродов практически нет. Нам такое непривычно, но, видимо, следует привыкать. Во всяком случае, неразумно устанавливать рекорды долгожительства свечей: «шуточки» мотора в пути могут обернуться изрядными неприятностями и хлопотами.

КОГДА ЕСТЬ ВЫБОР

Если пришла пора заменять свечи, самое простое — не мудрствовать лукаво и купить такие же, какие стояли «от рождения». Но опытному автомобилисту не возбраняется подумать о возможных улучшениях, главным образом — об улучшении самоочистки свечей от нагара. Определенные возможности для этого есть.

Если в вашем моторе стоят свечи, у которых рабочая часть изолятора не выступает наружу из металлического корпуса (например, отечественные А23, А20Д, А14Д. словом, те, у которых в маркировке нет буквы В), то можно приобрести зарубежные аналоги, у которых такое выступание есть (а таких среди обычных товарных моделей — подавляющее большинство). На открытом изоляторе нагар выгорает активнее, хотя, конечно, сам изолятор находится в более трудных температурных условиях. Но беспокоиться о нем не надо: выбирая то или иное конструктивное исполнение. фирма безусловно обеспечивает живучесть изделия.

Возможно и другое. Как известно, цифры в маркировке свечи представляют собой так называемое калильное число. Если оно большое (имеется в виду отечественная система индексации), то свеча предназначена для высокой рабочей температуры (в обиходе ее называют «холодной»); в менее напряженном моторе она плохо очищается, покрывается нагаром. С другой стороны, «горячая» свеча (с небольшим калильным числом) внапряжешюм моторе раскаляется и нарушает нормальный процесс горения, что опасно для деталей цилиндро-поршневой группы. Но все это общие закономерности, а при здравом подходе и в небольших пределах с калильным числом можно «поиграть». Вот всего один конкретный пример. Предположим, на своей Волге, которая работает на бензине А-92, вы ездите не быстро и на короткие расстояния, а во время остановок двигатель остывает. Штатные свечи А17В при такой езде неизбежно «коптятся». Если же вместо них использовать свечи А14В (от тех же Волг, но работающих на А-76). то самоочистка станет нормальной, а перегрева электродов при такой эксплуатации можно не опасаться.

Сказанное выше, без сомнения, может принести пользу, однако универсальный путь к уменьшению нагара — применять усовершенствованные свечи с биметаллическим центральным электродом. Суть в следующем. Обычный электрод — это штырек из хромоникелевой стали. Но если из нее сделать лишь тонкую оболочку, а начинку из меди, то теплопроводность электрода станет существенно выше. Преимущества очевидны: саму свечу можно выполнить несколько «погорячее» (соответственно будет лучше очистка от нагара), а по стойкости к перегреву она будет достаточно «холодной», поскольку отвод тепла от центрального электрода весьма интенсивен. Иными словами, у таких свечей расширен диапазон приемлемых рабочих температур, поэтому их называют широкодиапазонными или термоэластичными.

Вроде бы простенько — сделать электрод биметаллическим. Но в действительности это серьезная технологическая задача. У нас таких свечей в массовом производстве пока нет. хотя за рубежом они. пожалуй, уже преобладают. Отличить их нетрудно: на этикетке присутствует обозначение Си или слово cuprum (т. е. медь) в разных сочетаниях, либо же прилагательное thermoelaslic. В технической маркировке свечи этот факт тоже отражается. но у каждого изготовителя по-своему. и перечислить все используемые приемы индексации просто невозможно. Что же касается фирм, сведения по которым даны в приведенной здесь таблице, то они обозначают присутствие биметаллического центрального электрода следующим образом: Bosch и Champion — буквой С в конце маркировки. Веги — буквой U. NGK — буквой S. Вторая буква С у фирмы Champion означает, что биметаллическим сделан и боковой электрод; это. кстати, пока единственный изготовитель. поступающий таким образом. Надо полагать. что присутствие меди в боковом электроде тоже несколько повышает термоэластичность свечи.

ЧТО НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ

О популярности марки Bosch говорить не приходится. Многие действуют по принципу: завелись деньги — покупай свечи Bosch. Между тем и у этой фирмы бывают решения, целесообразность которых не подтверждается практикой (не техническая, нет. таких ошибок здесь не делают, а экономическая). Так. несколько лет назад появились модели с платиновым центральным электродом (в таблице их маркировка оканчивается буквой Р). цель которых — увеличить стойкость свечей в особо форсированных моторах, но главное — повысить их долговечность в двигателях обычного типа. Платину постарались расходовать минимально (электрод выполнен из тоненькой проволочки), но цена изделия все равно увеличилась в четыре раза (восемь долларов вместо двух). Долговечность, конечно, тоже возросла, но лишь в два раза против обычных свечей (кстати, в этом плане изделия с хромоникелевым и биметаллическим электродами равноценны), а потому коммерческого успеха не получилось. Сейчас крупномасштабный выпуск «платиновых» свечей прекращен.

Здесь пора сказать о следующем. Сколько бы ни говорили мы об электродах, все же основа свечи — керамический изолятор. Качество керамики определяет общий технический уровень изделия, а его стабильность в условиях массового производства — надежность свечей в эксплуатации. Не следует переоценивать весьма важный, но в конце концов не решающий фактор конструкции электродов: в условиях обычной, нормальной езды и при исправном двигателе можно до упора «выработать» комплект свечей и не узнать. не задуматься о том. каковы у него электроды. А вот любые недостатки и дефекты керамики непременно вылезут наружу — либо неожиданным отказам свечи, либо, что еще хуже, малозаметными погрешностями искрообразоваиия. которые увеличивают расход топлива на 15—20 % (это проверено практикой).

В отечественном производстве свечей положение с керамикой своеобразное, двойственное. По составу, по рецептуре, по наличию хорошего сырья наша керамика, как говорится, на уровне мировых стандартов. А вот по стабильности производстства. по проскакиванию дефектов в готовых изоляторах картина далеко не такая отрадная. Короче, нарваться на бракованную свечу можно. Отсюда и огульное охаиванье автомобилистами отечественных изделий, хотя, если быть точными, ситуация такая: попалась плохая свеча (что. объективно говоря, бывает не так уж часто) — скверно, не попалась— все нормально, у вас очень неплохие по характеристикам свечи, при этом намного дешевле импортных. Вот и думайте, что лучше.

Впрочем, сказанное относится к свечам, производимым заводами автомобильной отрасли. Их несколько, но керамику для всех делают в одном месте — на ведущем предприятии в г. Энгельсе. Там же выпускают и более половины отечественных свечей зажигания. Собственно, гак было до самого последнего времени, а вот сейчас ситуация на глазах меняется: в дело включаются бывшие военные заводы. Конверсия открыла нам многое. В частности, выяснилось, что в недрах оборонки существует около десятка керамических производств, при этом продукция их почти одинакова, практически не уступает исконной автомобильной и вполне пригодна для изготовления свечей. Что, разумеется. и начато (или готовится) сразу во многих местах. Так что ныне география нашего свечного производства резко расширяется. К сожалению, данную статью не удалось проиллюстрировать таблицей товарных знаков и адресов всех действующих предприятий, — задача оказалась довольно сложной. В следующем номере АР мы непременно предоставим нашим читателям эту информацию. Пока же «для опознания» отметим характерную особенность «военной)» ке- рамики: присутствие в ее составе марганца предопределяет своеобразный цвет изоляторов — от розового до сиреневого (в отличие от привычного белого). Что же касается качества и его стабильности, то как говорится, посмотрим. Сведениями, получаемыми от специалистов. мы будем оперативно делиться с читателями

И вот о чем еще следует упомянуть. Нам привычны свечи, очень близкие по конструкции: шестигранник под ключ 21 мм. резьба Ml4x1.25, длина резьбы 19 или 12 мм. За рубежом же существует великое множество конструктивных вариантов; только Bosch делает около четырехсот моделей и разновидностей. Ныне это обстоятельство стало трогать и нас. Скажем, на многих автомобилях американского происхождения стоят свечи не с прокладкой, а с уплотняющим конусом. — где такие возьмешь? И подобных примеров много — машины-то у нас теперь самые разнообразные. Коммерсанты же завозят в страну свечи наиболее употребительные, ведь с широкой номенклатурой можно и прогореть. Выход, однако, есть. В Москве на базе отдела свечей и опытного завода НИИ Автоэлектроника создано и действует арендное предприятие Автоэлектрокерамика. Там по заказу организаций и частных лиц могут сделать любые свечи, причем по качеству (все-таки опытный завод) они будут не хуже фирменных, а но цене — намного дешевле. Постоянными клиентами уже стали автогонщики — им всегда нужно что-то особенное. Кстати, там же можно приобрести свечи обычной конструкции, но широкодиапазонные (раза в три дешевле импортных), или. скажем, с гарантированной надежностью — проверенные рентгеном и другими научными способами.

СВЕЧИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ПРИМЕНЯЕМОСТЬ

МОДЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЕЧИ

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ВЕДУЩИХ ФИРМ

Bosch Германия

Champion США

веги Германия

NGK Япония

Автомобили ЗАЗ и ЛуАЗ с двигателями воздушного охлаждения МсМЗ-966 и МеМЗ-968

А23

W5AC. W5AP

L82C L66

14-5AU

87HZ

Автомобили АЗЛК и ИЖ с двигателями мод 412. работающими иа бензине А-92

А20Д

W60C. W60P

N7YC.N7GY

14-60U

8P7ES

все модели Жигулей, ВАЗ-2121 Нив*. ЗАЗ-1102 Таврия, а также дефорсированные двигатели мод. 412 (бензин А-76)

А17Д8

W7DC. W70P

N9YCC

14-70U

8P6ES

ВАЗ-2108. 8АЗ-2109 и их модификации, ВАЗ-1111 Ока

А17Д8Р

WR70C. WR7D^

RN9YCC

14R-7DU

8PR6ES

ГАЗ-24 Волга (бензин А-92)

А178

W78C. W78P

L87YCC

14-780

8P6HS

ГАЗ-24 волге (бензин А-76)

А14в

W88C. W88P

L92YCC

14-88

8P5HS

ГАЗ-3102 Волга

А14Д

W8CC. W8CP

N5C N56

14-8С

85ES

ГАЗ-21 Волга, Москвич-408. иные модели с их двигателями

АПА11Н

W9AC. W10AC

L90.L88

14-9А. 14-1OA

B4HB4L

В заключение несколько слов о вопросе, который иной раз служит поводом для гаражных дискуссий. Свечи А17ДВ и А17ДВР (равно как и их зарубежные аналоги) полностью взаимозаменяемы, поскольку отличаются только формой изолятора и наличием или отсутствием резистора в центральном электроде. Разница лишь в уровне радиопомех. мешающих работе собственного приемника (чужой реагирует только в случае, когда две машины стоят совсем рядом). Кстати сказать, применение свечей А17ДВР на Жигулях делает ненужным резистор, который стоит в роторе распределителя.

А. МОИСЕЕВИЧ










Технические характеристики
Эксплуатационные жидкости
Моменты затяжки
Данные для различных регулировок
Применяемые лампы
Применяемые подшипники
Применяемые сальники
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
О выборе ШРУСов
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Предпусковой подогреватель
Доработанный ВАЗ 2110
Lada Elegance (на базе 2112)
Аэродинамика ВАЗ-2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Блокиратор рулевого вала
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля
Аэрография на красном кузове