Тюнинг ВАЗ 2110, 2111, 2112
Сейчас слово «тюнинг» уже знакомо почти всем автомобилистам, однако вызывает
у людей неоднозначную реакцию. Связано это, скорее всего, с тем, что каждый
по-разному, а точнее, по-своему, представляет себе смысл и результаты тюнинга.
Что же такое тюнинг? В переводе с английского «tuning» дословно означает «настройка»,
«регулировка». Таким образом, тюнинг автомобиля следует понимать как настройку
или подготовку автомобиля в соответствии с требованиями его владельца. Хотя
уместнее здесь говорить о запросах, так как слово «требования» предполагает
все же более четкую и строгую формулировку того, что в конечном счете желает
получить владелец.
В общем случае тюнингом можно считать деятельность, направленную на улучшение
потребительских свойств товара — в данном случае автомобиля. Однако набор потребительских
свойств автомобиля, предлагаемый заводом-изготовителем, во многом оказывает
влияние на стоимость автомобиля и цену для конечного потребителя. Впрочем, и
стоимость автомобиля можно считать одним из потребительских качеств. Обычный
автомобиль является продуктом массового производства, и его потребительские
качества усреднены, поскольку сделать так, чтобы было хорошо для всех, просто
невозможно. В связи с этим отдельные владельцы автомобиля приходят к выводу
о необходимости некоторой переделки или дополнительной обработки (тюнинга) серийной
машины для удовлетворения своих собственных запросов. Каковы же они?
После некоторых раздумий осознаешь, что, когда ведешь машину, то снаружи ее
не видишь. В основном ощущаешь то, как машина откликается на педаль газа. Поэтому
первое, чего желает каждый автовладелец, — это улучшение характеристик двигателя.
Причем не столько увеличение максимальной мощности, сколько способности двигателя
отдавать, когда это требуется, необходимый крутящий момент.
Второе — это улучшение характеристик трансмиссии, которые позволяют двигателю
показать себя «с лучшей стороны».
Почувствовать себя в дороге увереннее и спокойнее помогут удобное рулевое колесо,
хорошие колеса и шины, вентилируемые тормоза, а также хорошие амортизаторы.
Все, о чем было сказано выше, нужно для того, чтобы получить от управления своим
автомобилем настоящее удовольствие.
Следующий этап — дополнительное оборудование, которое делает эксплуатацию машины
более удобной (например, электростеклоподъемники и центральный замок), а также
система звуковоспроизведения и охранная система, без которых в настоящее время
не обходится почти ни один легковой автомобиль зарубежного производства. Среди
дополнительного оборудования можно отметить и систему помощи при парковке, которая
обычно является атрибутом машин более высокого класса.
И, наконец, изменение внешнего вида, которое призвано сделать вашу машину
более заметной, выделить ее в транспортном потоке. Подходы к внешнему тюнингу
— по сути, субъективны. Владелец пытается сделать свою машину более привлекательной,
однако понятие о привлекательности у каждого свое. Тем не менее, здесь также
открывается широкое поле для деятельности: можно изменить лишь отдельные элементы
кузова, а можно установить пластиковый «обвес» «по кругу». При этом внешний
тюнинг может органично дополнять тюнинг по улучшению технических показателей
узлов и агрегатов автомобиля.
Итак, внешний тюнинг — явление достаточно противоречивое. Как правило, при
установке дополнительных элементов аэродинамика кузова ухудшается. Ведь объективно
оценить результаты внешнего тюнинга можно только в аэродинамических лабораториях,
а стоимость исследований крайне высока.
После того, как мы в первом приближении проанализировали изменения, которые
можно внести в конструкцию машины, возникают вопросы: как и где все это можно
сделать? По мнению специалистов, тюнинг может быть заводским, предпродажным
или сделанным в специализированном ателье.
Что понимают под заводским тюнингом? Как правило, это возможность заказать «на
конвейере» (на практике — у дилера) цвет, двигатель, вид обивки, то есть какой-то
из вариантов комплектации автомобиля. Правда, считать это тюнингом можно лишь
с известной натяжкой. Конечно, завод должен выпускать несколько модификаций
модели, наличие которых позволяет человеку сделать определенной выбор. Но это
никогда, а тем более в наших условиях, не приведет к тому, чтобы можно было
говорить только о заводском тюнинге. Известные автопроизводители выпускают отдельные
варианты комплектации одной модели автомобиля в объеме, не превышающем нескольких
сотен тысяч в год. Отечественные же машины выпускаются миллионами всего в нескольких
модификациях, практически одинаковых внешне. А потребитель уже не хочет быть
«унифицированным» – ему хочется выделяться из общего ряда.
К предпродажному тюнингу можно отнести установку системы звуковоспроизведения,
охранной системы и ряда других систем, повышающих удобство эксплуатации автомобиля.
Предпродажный тюнинг имеет одно неоспоримое преимущество — установка всех этих
систем и дополнительного оборудования у официального дилера не может привести
к прекращению действия гарантийных обязательств завода-изготовителя в отношении
нового автомобиля, об этом не стоит забывать.
Специализированные тюнинговые ателье реализуют наиболее сложные с технической
точки зрения переделки автомобиля, например: увеличение объема двигателя, установку
турбонаддува, «перетяжку» салона. В таких ателье работают специалисты достаточно
высокой квалификации, которые способны качественно выполнить свою работу. Логично
предположить, что специализированные ателье должны предоставлять заказчику определенную
гарантию на выполненные ими работы и давать подробные указания по эксплуатации
переделанного ими автомобиля, так как такую машину уже нельзя считать серийной.
Отдельную нишу занимают фирмы, которые готовят автомобили для участия в спортивных
состязаниях.
Опыт работы известных западных тюнинговых ателье, таких как Brabus и Karlsson
(тюнинг автомобилей Mercedes) или TechArt и Cartronic (занимающихся тюнингом
автомобилей Porsche), показывает, что многие из них после доводки автомобиля
устанавливают свой товарный знак. А фирма AMG получает с конвейеров Mercedes
кузова автомобилей, «дорабатывает» их, затем вновь передает на завод, а после
этого их дособирают в ателье. Согласитесь, несколько неожиданно узнать, что
кузов автомобиля Mercedes может нуждаться в доработке и усилении. Это свидетельствует
о возможном масштабе переделок и глубины тюнинга. Кроме того, тюнинговая фирма
самостоятельно изготовляет коленчатые валы, поршни и распределительные валы.
Таким образом, существует производитель автомобиля и есть фирмы, которые делают
другой автомобиль, с преимущественным использованием заводских комплектующих.
А упомянутая ранее фирма Brabus может взять автомобиль после тюнинга AMG и
… доработать его. Возможности тюнинга поистине безграничны.
Все перечисленные виды тюнинга относятся к разряду официальных. В развитых странах
эта деятельность строго регулируется. Однако и в этих странах отклонения от
установленных требований встречаются нередко.
В России на очевидные и небезопасные переделки смотрят сквозь пальцы, в результате
чего по дорогам ездят «нивы» с колесами от «волги», «самары» с полуметровым
дорожным просветом и установленной куда угодно и неизвестно какой светотехникой.
Учитывая особенности нашей страны, мы постарались подойти к написанию этой книги
с известной осторожностью, так как самостоятельный тюнинг нельзя считать официальным
и разрешенным в строгом смысле слова. В связи с этим для описания были выбраны
работы, которые можно выполнить самостоятельно и которые не предполагают серьезного
вмешательства в конструкцию элементов автомобиля, влияющих на безопасность движения.
Эти работы имеют различную степень сложности, для их выполнения требуется разная
квалификация. Ряд работ можно сделать самостоятельно. Однако слово «самостоятельно»
нужно понимать с известными оговорками, так как сейчас потребность владельцев
машин в знании устройства автомобиля заметно снизилась. Произошло это по объективным
причинам – современный автомобиль стал значительно проще в обслуживании. Кроме
того, автомобиль, как и любое другое изделие общего применения, делается «для
всех», и, в идеале, его эксплуатация должна доставлять минимум неудобств и требовать
от водителя минимума специальых знаний.
Поэтому понятие «самостоятельно» мы адресуем тем, кто знает устройство своей
машины достаточно хорошо и имеет навыки выполнения несложных слесарных работ,
связанных с обслуживанием и ремонтом автомобиля.
Необходимо ясно понимать и то, что ответственность за качество выполнения работы
будет целиком и полностью лежать на автовладельце, то есть, на вас.
Если же машина новая и на нее распространяются гарантийные обязательства завода-изготовителя,
не поленитесь внимательно ознакомиться с условиями гарантии и, возможно, отказаться
от идеи тюнинга до окончания срока ее действия.
В заключение хотелось бы отметить, что тюнинг позволяет владельцам автомобилей
найти приложение своим творческим силам и фантазии, а в итоге получить удовольствие
от результатов своего труда. Вместе с тем не стоит забывать и о некоторых ограничениях,
которые накладываются на переделку машины Правилами дорожного движения Российской
Федерации.